Зрение дополняет вкусовые ощущения
Считается, что мы ощущаем вкус еды и напитков только языком. Но это не так: в восприятии вкуса участвует не только язык, но и обоняние, слух, зрение и осязание. Мы часто смотрим на еду, и нам тут же представляется ее вкус.
Ученые провели эксперимент: сначала напоили испытуемых белым вином и попросили оценить его. После этого они перекрасили это же вино в красное с помощью красителя, и большинство испытуемых были убеждены, что пьют именно красное вино.
50% вкуса приготовленной нами пищи - ее внешний вид, поэтому подача в ресторанах крайне важна именно как оптическая иллюзия.
Учёные в течение нескольких десятилетий исследовали ассоциативную связь в разных культурах между цветом пищи и вкусовыми ожиданиями от неё:
- красный, оранжевый, розовый ассоциируется со сладким,
- жёлтый и зелёный - с кислым (или горьким),
- белый, серый, голубой - с солёным,
- чёрный, зелёный, фиолетовый, коричневый - с горьким.
Профессор Чарльз Пенз, консультант множества мишленовских ресторанов, проводил исследование. Один из ресторанов подавал розовое мороженое без названия. Гости были полны ожиданий, что у него сладкий вкус. Однако на деле оказывалось, что это мороженое со вкусом «копчёный лосось» - солоноватое и терпкое. В результате большинству гостей не нравилось блюдо.
Затем они подавали это же мороженое с названием «Еда 385». Процессы мозга протекают так: «ладно, розовое мороженое я пробовал, а еду 385 ещё ни разу». Нос переключается из режима ожидания определённого цвета в режим исследования. В результате количество довольных блюдом испытуемых увеличилось.
Кросс-модальное влияние цвета и формы друг на друга идут далеко за пределами самого блюда. То, как выглядит посуда и интерьер, также меняют вкусовые впечатления. В другом исследовании Чарльза Пенса ягодный мусс подавали группам испытуемых на белом и на чёрном блюде. В результате вкус мусса казался посетителю более интенсивным и ягодным на белой тарелке. Возможно, потому что чёрный ассоциируется с горьким.